Всемирная история 5 класс
Тема урока: Государство фараонов
Цели урока:
1.Дать
представления учащимся о возникновении государства в Египте, власти фараонов и
чиновников.
2.Формировать
умения работать с новыми понятиями, картой, хронологией, схемами.
3.Продолжить
вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска новых знаний.
Эпиграф
урока:
А
в немой дали застыли
Пирамиды
фараонов,
Саркофаги
древней были,
Величавые,
как вечность,
Молчаливые,
как смерть.
М.
Эмилеску.
Оборудование: карта
«Древний Египет», атласы, презентация, учебные пособия.
Тип урока:
комбинированный.
Ход урока
1.
Организационный момент (приветствие,
проверка готовности к уроку, включение в деловой режим)
2.
Актуализация
опорных знаний
Историческая
разминка
· Главные занятия древних людей?
· На каких крупных животных охотились первобытные люди?
· Во что верили первобытные люди?
· Из какого занятия возникло скотоводство, а земледелие?
· Назовите первый металл, из которого человек стал делать
орудия труда.
· Что такое неравенство?
· Как принято считать года до нашей эры? А нашей эры?
· Сто лет – это?
· Десять веков – это? (2 слайд)
3.
Проверка домашнего задания
Тест:
1. Где был
расположен Древний Египет?
а)
северо-восточной Африке
б) в Южной
Африке
в) Северной
Африке
2. Древний
Египет находился:
а) на берегу
моря
б) в пустыне
в) на берегах
реки Нил
3.Вдали от Нила
среди пустыни встречались:
а) рельефы
б) оазисы
в) высокий
тростник-папирус
4.Каким занятиям
способствовали природные условия:
а) судоходству
б) охоте
в) земледелию
5.Пройдя дельту
Нил впадал:
а) в Красное
море
б) в Черное море
в) в Средиземное
море
6.Разлив Нила
ежегодно начинался:
а) в июне
б) в июле
в) в ноябре
7.После разлива
Нила на полях оставался:
а) плодородный
ил
б) сухой песок
в) водоросли
8. В Древнем
Египте были развиты следующие ремесла:
а) изготовление
различных орудий труда
б) ткачество
в) ювелирное
дело
г) все
перечисленные ремесла
(взаимопроверка)
(3 слайд)
Назови
предмет: Что вам знакомо? (4 слайд)
Оазис, папирус,
шадуф, ил
Фронтальный опрос:
зад. 1-6 с.41, проанализировать иллюстрацию на с.40 (учебное пособие),
охарактеризовать положение Египта на карте (атлас).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз)
4.
Изучение новой темы
Тема: Государство фараонов
План:
1.
Объединение Древнего Египта
в одно государство
2.
Власть и положение
фараонов
3.
Устройство
древнеегипетского государства
4.
Власть жрецов
Отгадайте
загадку:
Он
был царем
Потом
завоевал Египет
И
стал хозяином корон
Повелевать
стал всеми
(5
слайд)
Кто
это? О чем пойдет речь на уроке?
Назвав тему
урока, учитель приступает к формированию понятия государство.
Обращается внимание на различия между словами «государство» и «страна».
- Слово
«государство» вам хорошо знакомо. До сих пор вы употребляли его в том же
значении, что и слово «страна». На уроках истории мы будем различать слова
«страна» и «государство». Страна - это местность, часть поверхности земного
шара. Например, что такое «страна Египет»? Это долина и дельта Нила, сама река,
горы, окаймляющие долину. Страна Египет существует в наши дни, когда нет ни
рабовладельцев, ни рабов. Страна Египет существовала в те отдаленные времена,
когда государства еще не возникали. Что же такое государство? Слово
«государство» всегда связано со словом «власть».
Указывается на
первоначальное количество государств в долине и дельте Нила (около сорока) и
дается представление о том, что каждое государство осуществляло свою власть на
определенной территории.
Задание: Определить признаки государства (территория, законы,
власть)
Работа с опорой на карту и атлас: В объеме учебника следует сказать о войнах между
египетскими государствами и образовании двух больших царств: Южного и
Северного. Учитель показывает на карте и называет новую столицу государства
- Мемфис. Работа с хронологией: В 3000 г. до н.э. царь Южного царства
завоевал Северный Египет: образовалось единое Египетское государство (записывают учащиеся в тетрадь дату
объединения Египта). (6 слайд)
Царь-завоеватель
захотел носить обе короны - Южного и Северного царств, но ведь на одну голову
две шапки не наденешь! Поэтому мастера изготовили для него головной убор,
который объединил в себе обе короны. Учитель показывает на карте владения
Египетского государства и его столицу Мемфис, в соответствии с учебником говорит
о власти фараонов в Египте. (7 слайд)
Работа с учебником: Дайте
характеристику положению фараона в древнеегипетском обществе, с.42.
Рассказ учителя: Египтяне
считали, что фараон должен жить вечно. После смерти их тела хранились в
специальных гробницах, имевших форму пирамиды. До наших дней в Египте
сохранилось около ста пирамид. На фотографии самые крупные из них. Каждая
строилась для одного фараона. Каждая из огромных пирамид носит имя того царя,
который в ней похоронен. Пирамиды меньших размеров - это гробницы царских жен и
приближенных. Пирамиды не случайно строили на западе, на границе с пустыней.
Египтянам казалось, что солнце каждый вечер умирает, заходя за горизонт.
Поэтому запад они считали страной смерти.Описать
географическое положение пирамид на карте. (8 слайд)
Новые понятия:фараон, пирамиды,пер-о. Выделенные записываются в тетрадь, учащиеся работают со словарём.
Определение
системы управления государством в Египте: Возглавляемый
фараоном государственный аппарат состоял из чиновников разного служебного
положения. Формируя понятие чиновник, учитель подчеркивает, что все
чиновники назначались либо самим фараоном, либо вышестоящим начальником.
Учащиеся вместе с учителем анализируют схему
«Общество Древнего Египта», с.43.
Работа с историческим документом:
- Вот подоспело
время сбора урожая. В деревне появляются чиновник и стражники. «Отдай налог! -
обращается чиновник к одному из крестьян. - По нашим подсчетам, ты должен 25
корзин зерна». Крестьянин падает ему в ноги: «Что ты, господин мой! Ты же сам
живешь на берегах Нила и знаешь, какой высокий разлив был в этом году. Нашу
плотину размыло, поля залило водой, ячмень почти весь сгнил на корню. Мы
собрали всего 30 корзин, а у меня, ты знаешь, шестеро детей, старуха мать,
жена. Да надо еще оставить зерно на семена, и для корма быков... Подожди
несколько месяцев: со следующего урожая я отдам все, что с меня причитается».
Но чиновник не слушает крестьянина, ему безразлична его судьба. Он помнит одно:
начальник приказал собрать налог сполна. Кивнет чиновник стражникам, те силой
отбирают зерно, хватают крестьянина, избивают его и, издеваясь, бросают в
канал. А соседи разбегаются, боясь, что их постигнет та же участь. (9 слайд)
Выделите, одну из
важнейших обязанностей чиновника: сбор налогов.
Учитель отмечает, что
всюду в Египте находились царские амбары, куда свозили зерно и овощи, а также
загоны, куда сгоняли скот. Со временем земледельцы получали участки земли,
но часть урожая и приплода скота отдавали в виде налогов фараону и храмам. Вели
учёт налогов, населения – писцы.
(10
слайд)
Еще больше
общественная несправедливость проявлялась при сооружении дворцов и гробниц для
царя и знати.
Идет
строительство каналов. По колено в грязи роют его крестьяне. Рядом разгуливают
чиновники в белой чистой одежде, они только руководят работой, но сами не возьмут
лопату в руки. А хлеб получают в первую очередь. И все же крестьяне понимают:
канал нужен всему населению Египта... Совсем иное отношение к труду у тех же
крестьян при возведении, например, царского дворца. На его строительстве заняты
тысячи людей, а нужен дворец лишь одному человеку. Но отказаться работать
крестьяне не могут.
Власть фараона
поддерживалась армией, чиновниками, жрецами, но управлял государством один
человек и передавал её по наследству. Так сформировалась форма правления – монархия. (Учащиеся записывают в
тетрадь и работают со словарём)
Важную роль в
жизни египтян играли жрецы. (11 слайд) (Учащиеся записывают в
тетрадь и работают со словарём) Они служили богам и проводили обряды, часто
соперничали с фараонами.
5.
Проверка понимания изученного
Перечислите
обязанности: чиновников, чати, писцов, жрецов.
6.
Закрепление изученного (12 слайд)
Вопросы: Когда образовалось
единое государство в Египте? Сколько тысяч лет назад?
Проблемное
задание: Докажите, что основу
могущества Древнеегипетского государства составлял труд простых земледельцев и ремесленников?
Отгадайте
загадку:
Не один год, не один раб
Ее строили за
так
Чтобы фараон
спокойно
Мог в
загробном мире жить
И музейным
экспонатом
Человечеству
служить
(Пирамида)
Задание в
атласах: Найдите на карте Большие пирамиды
и определите словами их географическое положение.
7.
Информация о домашнем задании
Пар. 10,
творческое задание (изготовить макет пирамиды) (13 слайд)
8.
Рефлексия
Комментарии
Отправить комментарий