Всемирная история 5 класс

Тема урока: Государство фараонов

Цели урока:

1.Дать представления учащимся о возникновении государства в Египте, власти фараонов и чиновников.

2.Формировать умения работать с новыми понятиями, картой, хронологией, схемами.

3.Продолжить вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска новых знаний.

Эпиграф урока:

А в немой дали застыли

Пирамиды фараонов,

Саркофаги древней были,

Величавые, как вечность,

Молчаливые, как смерть.

М. Эмилеску.

Оборудование: карта «Древний Египет», атласы, презентация, учебные пособия.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.      Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, включение в деловой режим)

2.      Актуализация опорных знаний

Историческая разминка

·      Главные занятия древних людей?

·      На каких крупных животных охотились первобытные люди?

·      Во что верили первобытные люди?

·      Из какого занятия возникло скотоводство, а земледелие?

·      Назовите первый металл, из которого человек стал делать орудия труда.

·      Что такое неравенство?

·      Как принято считать года до нашей эры? А нашей эры?

·      Сто лет – это?

·      Десять веков – это? (2 слайд)

3.      Проверка домашнего задания

Тест: 


1. Где был расположен Древний Египет?

а) северо-восточной Африке

б) в Южной Африке

в) Северной Африке

2. Древний Египет находился:

а) на берегу моря

б) в пустыне

в) на берегах реки Нил

3.Вдали от Нила среди пустыни встречались:

а) рельефы

б) оазисы

в) высокий тростник-папирус

4.Каким занятиям способствовали природные условия:

а) судоходству

б) охоте

в) земледелию

5.Пройдя дельту Нил впадал:

а) в Красное море

б) в Черное море

в) в Средиземное море

6.Разлив Нила ежегодно начинался:

а) в июне

б) в июле

в) в ноябре

7.После разлива Нила на полях оставался:

а) плодородный ил

б) сухой песок

в) водоросли

8. В Древнем Египте были развиты следующие ремесла:

а) изготовление различных орудий труда

б) ткачество

в) ювелирное дело

г) все перечисленные ремесла

(взаимопроверка)


(3 слайд)

Назови предмет: Что вам знакомо? (4 слайд)

Оазис, папирус, шадуф, ил

Фронтальный опрос: зад. 1-6 с.41, проанализировать иллюстрацию на с.40 (учебное пособие), охарактеризовать положение Египта на карте (атлас).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз)

4.      Изучение новой темы

Тема: Государство фараонов

План:

1.      Объединение Древнего Египта в одно государство

2.      Власть и положение фараонов

3.      Устройство древнеегипетского государства

4.      Власть жрецов

Отгадайте загадку:

Он был царем

Потом завоевал Египет

И стал хозяином корон

Повелевать стал всеми

(5 слайд)

Кто это? О чем пойдет речь на уроке?

Назвав тему урока, учитель приступает к формированию понятия государство. Обращается внимание на различия между словами «государство» и «страна».

- Слово «государство» вам хорошо знакомо. До сих пор вы употребляли его в том же значении, что и слово «страна». На уроках истории мы будем различать слова «страна» и «государство». Страна - это местность, часть поверхности земного шара. Например, что такое «страна Египет»? Это долина и дельта Нила, сама река, горы, окаймляющие долину. Страна Египет существует в наши дни, когда нет ни рабовладельцев, ни рабов. Страна Египет существовала в те отдаленные времена, когда государства еще не возникали. Что же такое государство? Слово «государство» всегда связано со словом «власть».

Указывается на первоначальное количество государств в долине и дельте Нила (около сорока) и дается представление о том, что каждое государство осуществляло свою власть на определенной территории.

Задание: Определить признаки государства (территория, законы, власть)

Работа с опорой на карту и атлас: В объеме учебника следует сказать о войнах между египетскими государствами и образовании двух больших царств: Южного и Северного. Учитель показывает на карте и называет новую столицу государства -  Мемфис. Работа с хронологией: В 3000 г. до н.э. царь Южного царства завоевал Северный Египет: образовалось единое Египетское государство  (записывают учащиеся в тетрадь дату объединения Египта). (6 слайд)

Царь-завоеватель захотел носить обе короны - Южного и Северного царств, но ведь на одну голову две шапки не наденешь! Поэтому мастера изготовили для него головной убор, который объединил в себе обе короны. Учитель показывает на карте владения Египетского государства и его столицу Мемфис, в соответствии с учебником говорит о власти фараонов в Египте. (7 слайд)

Работа с учебником: Дайте характеристику положению фараона в древнеегипетском обществе, с.42.

Рассказ учителя: Египтяне считали, что фараон должен жить вечно. После смерти их тела хранились в специальных гробницах, имевших форму пирамиды. До наших дней в Египте сохранилось около ста пирамид. На фотографии самые крупные из них. Каждая строилась для одного фараона. Каждая из огромных пирамид носит имя того царя, который в ней похоронен. Пирамиды меньших размеров - это гробницы царских жен и приближенных. Пирамиды не случайно строили на западе, на границе с пустыней. Египтянам казалось, что солнце каждый вечер умирает, заходя за горизонт. Поэтому запад они считали страной смерти.Описать географическое положение пирамид на карте. (8 слайд)

Новые понятия:фараон, пирамиды,пер-о. Выделенные записываются в тетрадь, учащиеся работают со словарём.

Определение системы управления государством в Египте: Возглавляемый фараоном государственный аппарат состоял из чиновников разного служебного положения. Формируя понятие чиновник, учитель подчеркивает, что все чиновники назначались либо самим фараоном, либо вышестоящим начальником. Учащиеся вместе с учителем анализируют схему «Общество Древнего Египта», с.43.

Работа с историческим документом:

- Вот подоспело время сбора урожая. В деревне появляются чиновник и стражники. «Отдай налог! - обращается чиновник к одному из крестьян. - По нашим подсчетам, ты должен 25 корзин зерна». Крестьянин падает ему в ноги: «Что ты, господин мой! Ты же сам живешь на берегах Нила и знаешь, какой высокий разлив был в этом году. Нашу плотину размыло, поля залило водой, ячмень почти весь сгнил на корню. Мы собрали всего 30 корзин, а у меня, ты знаешь, шестеро детей, старуха мать, жена. Да надо еще оставить зерно на семена, и для корма быков... Подожди несколько месяцев: со следующего урожая я отдам все, что с меня причитается». Но чиновник не слушает крестьянина, ему безразлична его судьба. Он помнит одно: начальник приказал собрать налог сполна. Кивнет чиновник стражникам, те силой отбирают зерно, хватают крестьянина, избивают его и, издеваясь, бросают в канал. А соседи разбегаются, боясь, что их постигнет та же участь. (9 слайд)

Выделите, одну из важнейших обязанностей чиновника: сбор налогов.

Учитель отмечает, что всюду в Египте находились царские амбары, куда свозили зерно и овощи, а также загоны, куда сгоняли скот. Со временем земледельцы получали участки земли, но часть урожая и приплода скота отдавали в виде налогов фараону и храмам. Вели учёт налогов, населения – писцы. (10 слайд)

Еще больше общественная несправедливость проявлялась при сооружении дворцов и гробниц для царя и знати.

Идет строительство каналов. По колено в грязи роют его крестьяне. Рядом разгуливают чиновники в белой чистой одежде, они только руководят работой, но сами не возьмут лопату в руки. А хлеб получают в первую очередь. И все же крестьяне понимают: канал нужен всему населению Египта... Совсем иное отношение к труду у тех же крестьян при возведении, например, царского дворца. На его строительстве заняты тысячи людей, а нужен дворец лишь одному человеку. Но отказаться работать крестьяне не могут.

Власть фараона поддерживалась армией, чиновниками, жрецами, но управлял государством один человек и передавал её по наследству. Так сформировалась форма правления – монархия. (Учащиеся записывают в тетрадь и работают со словарём)

Важную роль в жизни египтян играли жрецы. (11 слайд) (Учащиеся записывают в тетрадь и работают со словарём) Они служили богам и проводили обряды, часто соперничали с фараонами.

5.      Проверка понимания изученного

Перечислите обязанности: чиновников, чати, писцов, жрецов.

6.      Закрепление изученного (12 слайд)

Вопросы: Когда образовалось единое государство в Египте? Сколько тысяч лет назад?

Проблемное задание: Докажите, что основу могущества Древнеегипетского государства составлял труд простых земледельцев и ремесленников?

Отгадайте загадку:

 Не один год, не один раб

Ее строили за так

Чтобы фараон спокойно

Мог в загробном мире жить

И музейным экспонатом

Человечеству служить

(Пирамида)

Задание в атласах: Найдите на карте Большие пирамиды и определите словами их географическое положение.

7.      Информация о домашнем задании

Пар. 10, творческое задание (изготовить макет пирамиды) (13 слайд)

8.      Рефлексия

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога