Методологические приёмы по развитию понятийного мышления учащихся на уроках истории

 

Традиционный урок истории предполагает яркий, увлекательный рассказ учителя об историческом событии, работа учащихся над историческими источниками, изучение исторической карты, наконец, тщательная работа над хронологией и обязательные ответы учащихся у доски. Как правило, письменные работы не приветствовались, надо было научить учащихся красноречию, умению точно формулировать мысль, делать сравнения и выводы, знать исторический материал. Наши выдающиеся ученые Карцов В.Г., Стражев А.И., Вагин А.А., Дайри Н.Г. в своих учебниках уделяли большое внимание вопросам методики преподавания истории, и учителя истории, работающие по их методическим пособиям, добивались хороших результатов. Важнейшим моментом в изучении истории является развитие понятийного мышления.

Методики развития понятийного мышления:

Первая методика предполагает следующие этапы ра­боты.

     1 Выделение существенных признаков из определения термина.

     2 Подбор сходных, родственных терминов для анали­за.

     3 Подведение родственных терминов под признаки изучаемого понятия.

Рассмотрим предложенное правило работы на приме­ре термина «человек».

     1) Приведем определение термина. Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Выделим из определения существенные признаки: мировоззрение, Возрождение, человек, ценность, философия.

     2) Термин «гуманизм» необходимо знать при анализе сле­дующих явлений и процессов: человечность, Ренессанс, культура.

Для удобства в последующей работе изучаемое поня­тие, его существенные признаки и родственные термины поместим в соответствующей таблице.

 

Понятие

Существенные признаки

Явления, процессы для анализа

Человек

мировоззрение

Возрождение

человек

ценность

философия

 

 

             человечность 

              Ренессанс

                культура

 

     3) Имея такую таблицу, учащийся приступает к подведе­нию терминов, отражающих родственные факты, явления и процессы, под существенные признаки изучаемого по­нятия.

Первое явление – человечность – показывает процесс становления отношения к человеку, как к высшей ценности.

Второе явление – Ренессанс – представляет собой период в истории развития истории и культуры.

Третье явление – культура – это совокупность резуль­татов деятельности человека.

 

     Вторая методика. Предложим учащимся назвать сло­ва, которые определяли бы понятие «культура», и мы по­лучим целый список таких терминов и словосочетаний:

- образование, религия, материальные блага,

- деятельность человека, цивилизация, духовные цен­ности,

- искусство, мир обитания человека и т. д.

Попросим выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т. е. такие, без которых не мо­жет существовать понятие «культура». Это будут опреде­ляющие признаки: материальные блага, духовные ценности, деятельность человека.

Существенные и необходимые признаки объединяем в определение понятия «культура».

Культура – это совокупность материальных и духов­ных ценностей; совокупность результатов деятельности людей.

Таким образом, через выделение отличительных признаков мы пришли к определению понятия «куль­тура».

 

Третья методика содержит возможность для учащихся, работающих с терминами, тут же увязывать их с ис­торическими этапами развития истории, с деятельно­стью различных личностей, с выявлением особенностей исторических этапов. Работа по дан­ной методике включает три этапа.


Возьмем такие понятия, как «вече», «радикал» и «эмир».

 

     1 этап. Нахождение определений изучаемых терминов

     Вече – собрание взрослых мужчин у восточных славян.

    Радикал – сторонник коренных, решительных мер.

    Эмир – правитель, глава государства.

 

     2 этап. Выделение исторических рамок (этапов), которые вписываются в реализацию терминов

Вече  было характерно для средневековых городов Древней Руси.

Радикал являлся основой развития Европы в конце 19 – начале 20 веков.

Эмир получил распространение в эпоху средневековья и Нового времени в странах Востока.

 

     3 этап. Показ особенностей развития исторических эпох

Средние века были эпохой феодализма и господства христианства в Европе.

В эпоху Возрождения на смену аскетической религиозной идеологии приходит гуманизм с высокой ценностью светской, полнокровной земной жизни человека.

Начало 20 века – время перемен, революционных движений, борьбы за передел мира.

 

Четвертая методика. Как самостоятельный и достаточно простой можно использовать этимологический метод, т. е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла.

Многие научные понятия были введены в обиход учеными и философами Древней Греции и Рима, что нашло отражение в частях слова, приставках, корнях и прямом переводе значения. Поэтому важно знание широко распространенных приставок (ин-, де-, дез-, а-, ан-, интер-, би- др.) и корней двусоставных терминов (авто-, -кратия, фило-, био- и др.).

Например, философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в переводе означает «лю­бовь к мудрости».

Что касается форм проверки усвоения учащимися ос­новных понятий, категорий, то они могут быть самыми раз­нообразными: традиционные - опрос, фронтальный оп­рос, диктант, а также формы, позволяющие проверить и отследить уровень понимания терминов, категорий.

Например:

     1. Соедините стрелками исторический период и соответствующий ему термин:

     вассал                       Средние века

     Ренессанс                  эпоха Возрождения

     Пролетариат             Новое время

 

     2. Соотнесите понятия и определения:

     1) вервь                           а) община у славян

     2) колония                       б) поселение

     3) профсоюз                     в) организация трудящихся

 

     3. Выполните тестовое задание.

     1) Совокупность взглядов на мир, определяющих ме­сто человека в мире, - это:

     а)        идеология;     б)  философия;     в) мировоззрение.

    2)  Закончите определение: «Земная оболочка, охвачен­ная жизнью,

         это...»:

     а)        природа;     б)     биосфера;     в)    ноосфера.

     3) Найдите неверное суждение:

     а)        философия - это наука об обществе;

     б)        прокламация - воззвание;

     в)        протекторат – политическая организация.

 

Пятая методика. Тесты, способствующие формированию понятийного аппарата учащихся:                                                                                                                         
Например: тест по всемирной истории в 9 классе.

Общественный строй, основанный на частной собственности и рыночной экономике:

А) лоббизм;                                                                                                   

Б) капитализм;                                                                                               

В) бонапартизм;                                                                                            

Г) меркантилизм.

                                                                                                                       

Шестая методика. Тесты, составленные обучающимися.

Наиболее удачные тестовые задания, составленные обучающимися старших классов используются на уроках вместе с тестами учителя. Их количество и качественные характеристики постоянно возрастают.

Знание понятий является и целью, и средством обучения. Так как каждое новое знание основывается на предшествующем, нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов. Помимо этого, работа над понятиями должна быть организована так, чтобы способствовать развитию мышления, тем более что мышление человека понятийно.

Косинская Татьяна Вячеславовна, учитель истории и обществоведения ГУО «Средняя школа №1 г. Житковичи им. Г.Н. Туровца»

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога