МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Приёмы планирования и проведения предметной недели по истории

 Современные требования к организации обучения нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности. Выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной деятельности учащихся. В последние годы активизируется поиск и широкое использова­ние методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории вообще и внеурочной работы по предмету исто­рия в частности.

Одним из путей решения этой проблемы – внеурочная внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у них возникает желание изучать историю и после звонка.

Внеурочная работа по истории определяется  деятельностью учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание историче­ского прошлого и современности и направляется учителем, который содейст­вует углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.

Целью Недели (декады) истории является усиление (приви­тие) интереса к истории. При этом имеется в виду не простая пытли­вость, а гораздо большее - воспитание глубокой заинтересованности в правильном осмыслении исторических явлений, осознание совре­менной жизни. Проблема интересной Недели истории, как и хорошего урока, -это проблема такого сочетания различных составляющих ее элемен­тов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным инте­ресам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому за­мыслу учителя.

Удачная Неделя истории во многом определяется ее подготовкой. Эта подготовка имеет две взаимосвязанные и неотделимые стороны: 1) определение целей, задач, мероприятий, их содержания; 2) опре­деление деятельности учащихся и руководящего этой деятельностью учителя.

Основными задачами проведения предметной недели являются:

поиск путей наиболее полного использования возможностей школы, для раскрытия способностей учащихся и реализации творческого потенциала педагогического коллектива;

совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий;

пропаганда научных знаний и развитие у учащихся интереса к научной деятельности;

стимулирование познавательной активности и творческой деятельности учащихся в урочное и внеурочное время;

развитие мотивации учащихся к интенсивной познавательной деятельности;

реализация возможности использовать полученные учащимися теоретические знания на практике;

выявление наиболее мотивированных учащихся.

Участниками предметной недели являются педагоги, учащиеся и их законные представители, приглашённые гости.

Я начинаю подготовку к предметной неделе задолго до её проведения с составления плана (программы) работы. В плане, как правило, указываю темы и формы занятий, время их проведения и исполнители, а иногда и ожидаемые результаты.

При составлении плана Недели (декады) истории я учитываю условия, в которых работает школа, взвешиваю возможности свои и учащихся, выявляю их интересы. Не следует, особенно молодому учителю, браться сразу за мно­жество форм работы, мероприятий.

К планированию Недели истории я привлекаю са­мих учащихся, при этом учитываю их интересы, вопросы, предло­жения и пожелания. План, составленный при участии учащихся, на мой взгляд, воспринимается ими как свой собственный, и при этом каждый чувствует себя ответст­венным за его выполнение. Я включаю в план Недели истории только то, что осущест­вимо и может быть доведено до конца. В противном случае у уча­щихся появляется неверие в реальность намеченного, и исчезает ин­терес к работе. Неделя истории способствует формированию побуждений к творческому исследовательскому труду учащихся. Я стимулирую их к: поиску нужной книги по библиотечному каталогу, состав­лению библиографии по теме, пользованию соответствующими спра­вочниками, энциклопедиями, подготовке рефератов по нескольким ис­точникам, выступлению с докладами, сообщениями перед аудиторией и т. д.

В воспитательном отношении важно, чтобы главным мотивом, побуждающим учащихся к участию в Неделе истории, стал не эпи­зодический, а их познавательный интерес, их пытливость и любо­знательность.

Проведение Недели истории - это не только и не столько развле­чение для учащихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обу­чения. Я создаю условия для углубления, дополнения его и тем самым способствываю повышению уровня об­разования учащихся, их развитию, расширению их кругозор. Неделя истории не самоцель, а средство воспитания, путь к сердцу учащихся. В ходе Недели истории между учителем и уча­щимися возникает тесное общение, которое позволяет нам лучше уз­нать друг друга. Неделю истории можно рассматривать и как один большой урок, который в данном случае должен быть достаточно целостным и за­вершенным и приносить реальные результаты.

Неделя (декада) истории является своего рода творческим отче­том учителя.

Согласно плану работы предметной недели учащиеся непосредственно принимают участие в подготовке Открытия Недели истории. Во время торжественного мероприятия, заранее подготовленные мною учащиеся, объявляют план (программу), участников и время проведения мероприятий. Стараюсь ежегодно предметную неделю посвящать памятным датам или историческим эпохам, в соответствии с тематикой вместе с учащимися даём название («Путешествие с Клио», «Героическое прошлой нашей страны», «Личность в истории»).

Система моей работы включает подготовку и проведение внеклассных мероприятий по различным направлениям с использованием разнообразных приёмы работы с учащимися.

Викторины и игры. Одна из самых распространенных форм работы во время проведения предметной недели по истории («Своя игра», «Рыцарский турнир», «Мая Радзiма Беларусь»). Я даю возможность учащимся самостоятельно сформировать команды, выбрать название, подготовить эмблемы и непосредственно принять участие в подготовке заданий, а так же привлекаю учащихся в качестве жюри. Во время проведения игр и викторин на историческую тематику использую использовать наглядный материал в форме презентаций, видеосюжетов, красочный и яркий раздаточный комплекс заданий. В ходе викторины или игры предлагаю учащимся проверить свои знания по истории с помощью различных заданий: тесты, головоломки, иллюстрации и видеосюжеты с загадкой. Например:

“Копилка слов”

В нашей повседневной жизни мы часто используем слова, которые имеют греческое происхождение. Вам необходимо выслушать определение и назвать само понятие.

 Власть народа – ДЕМОКРАТИЯ.

 Краткая и точная речь – ЛАКОНИЧНАЯ РЕЧЬ.

 Город – ПОЛИС.

 Военачальник – СТРАТЕГ.

 Сопровождающий ребенка – ПЕДАГОГ.

 Упражняю, тренирую – ГИМНАСТИКА.

 Зрелище – ТЕАТР.

 “Песнь козлов” – ТРАГЕДИЯ.

 Место, где собираются музы – МУЗЕЙ.

 По окончанию состязания вместе с жюри подвожу итоги, и объявляются победители. Во время проведения игр и викторин активизируется мыслительная деятельность учащихся, что способствует выявлению наиболее талантливых ребят.

Проектная деятельность. Поисковая и исследовательская деятельность учащихся важный аспект формирования новых знаний в процессе обучения и воспитания. Я планирую вместе с учащимися подготовка проектов по различной тематике («Герои нашего времени», «Мы памяти верны», «Педагоги-ветераны», «7 чудес Житковщины»), что формирует познавательный и научный интерес. Предлагаю учащимся выбрать тему для проектной и поисковой деятельности в таких направлениях, как краеведение, военное прошлое, изучение статистических данных, составление экскурсионных маршрутов и защитить свою работу в рамках конференции (стендовое или мультимедийное представление), где каждый учащийся демонстрирует навыки научного поиска информации. Чаще всего у учащихся появляется интерес к истории своей семьи, улицы, города, района. Наиболее интересные работы впоследствии принимают участие в творческих конкурсах различного уровня (районных, областных, республиканских, международных).

Музей приглашает. Богатая история родного края (города, района, страны) вызывает интерес у как у взрослых, так и у детей. На сегодняшний день в республике создана сеть музеев различной тематики. В рамках проведения Недели (декады) истории я предлагаю учащимся и их законным представителям посетить музеи (военной славы, исторические, литературные). Законные представители учащихся могут принять непосредственное участие в организации экскурсии в музеи и памятные места районные, областные или республиканские. На базе кабинета истории каждый учащийся получает возможность принять участие в пополнении коллекции экспонатов этнографического уголка. На базе школы работает Мемориальный музей Николая Гомолки, писателя-земляка, который мы регулярно посещаем, а так же я организовываю экскурсии в музеи города – «Афганистан – незаживающая рана», «Музей образования».  Мои учащиеся принимают непосредственное участие сборе информации, открытии и работе школьного музея и оказывают помощь музеям города. Большой интерес у ребят вызывает туровская земля с её тайнами и загадками. На базе Туровского краеведческого музея, Замковой горы, у памятника Кириллу Туровскому, соместно с музейными работниками, я организовываю и провожу экскурсии, посвящённые истории родного края.


 
«Историческая зарядка».
Занимательные факты из истории, работа с развитием понятийного мышления, интерес к изучению исторической хронологии ведётся мною с помощью такого приёма работы, как составление кроссвордов (в том числе хронологических на знание исторических дат), красочное оформление газет и плакатов, посвящённых разным периодам истории и наиболее ярким её представителям и событиям. Я использую элемент соревнования, предлагая решить  кроссворды, ребусы и головоломки на время.

Профориентационная работа «Хочу быть педагогом». Профориентацию среди учащихся учреждений образования я провожу с младшего школьного возраста. В период проведения Недели (декады) истории учащиеся могут воочию прикоснуться к педагогической профессии. Учащиеся старших классов чаще всего проявляют интерес к возможности почувствовать себя очень важными персонами, примерить роль учителя. Однако такая возможность даётся лишь лучшим учащимся, поскольку я доверяю контроль над организацией учебного процесса далеко не каждому. Ребята с моей помощью готовят план-конспект урока, учитываем особенности класса и возраст воспитанников. Особенно такой приём актуален среди выпускников.


 «Историческая галерея».
Учащиеся 5-7 классов, как правило, творчески активны и проявляют большой интерес к художественному творчеству. Рисунки сопровождают любую предметную неделю, ребята могут сами предложить идею и направления конкурса («Герб моей семьи», «Замки Беларуси», «Великие князья Литовские», «Боги Древней Греции», «Мифы Древней Греции»). Конкурс рисунков способствует созданию ситуации успеха для каждого учащегося. В конце предметной недели я подвожу итоги конкурса совместно с учителем «Искусства».

«Кинозал». Способствует успешному освоению и закреплению знаний просмотр мультипликационных, художественных и документальных фильмов на историческую тематику. Я предлагаю учащимся совместно с законными представителями принять участие в подготовке «кинолиста». Разумеется, использую лишь те видеоматериалы, которые не противоречат данным исторической науки. Учащимся 5-6 классов организовываю просмотр обучающих мультипликационных фильмов известного мультипликатора Георгия Саакянца «Древний человек», «Древний Египет», «Вавилон», «Древняя Греция». Учащиеся 7-9 классов погружаются в документальные фильмы, посвящённые историческому прошлому нашего государства («Полоцкое княжество», «История Великого Княжества Литовского», «Пан Тадеуш»). Великая Отечественная и Вторая мировая война вызывают интерес у старшеклассников.

«Юные театралы». Погрузиться в мир истории, почувствовать себя участником исторических событий помогают театральные постановки, где я использую отрывки исторических событий, учащиеся готовят костюмы и показывают небольшие пьесы, посвящённые героям и событиям истории («Судьба Рогнеды», «Прометей», «Девушка шла по войне»). Театральные постановки – сильнейший мотив к изучению истории. Представления провожу как на школьной сцене, так и на базе музеев. Театральная педагогика – дает пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще, она помогает “выпрямить” человека: увлечь, повлиять на него, преобразить.

«Открытый микрофон». Гражданско-патриотическое направление в обучении и воспитании подрастающего поколения успешно реализую через организацию встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, известными людьми города, знаменитыми выпускниками школы, ветеранами педагогического труда, работниками государственных органов. Нередко учащиеся сами предлагают мне тематику встреч и организовывают их. Участниками встреч становятся члены семей ребят и их законные представители (ветераны-труда, руководители организаций и предприятий).

По окончанию предметной недели я подвожу итоги на общей школьной линейке, где награждаю самых активных учащихся и команды дипломами, грамотами и похвальными листами.

Разнообразные методы, формы, приёмы, которые я применяю, использование ИКТ при проведении мероприятий способствуют формированию у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, уважать чужое мнение. Используя различные приемы, стимулирую развитие интереса к предмету, расширению кругозора, что содействует более глубоким знаниям учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога