МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Приёмы
планирования и проведения предметной недели по истории
Одним из путей решения этой
проблемы – внеурочная внеклассная работа, которая является неотъемлемой
составляющей образовательного процесса. Если информация, полученная на уроке,
заинтересовала учащихся, то у них возникает желание изучать историю и после
звонка.
Внеурочная работа по истории
определяется деятельностью учащихся,
которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности,
имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности и
направляется учителем, который содействует углублению знаний учащихся в
области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.
Целью Недели (декады) истории
является усиление (привитие) интереса к истории. При этом имеется в виду не
простая пытливость, а гораздо большее - воспитание глубокой заинтересованности
в правильном осмыслении исторических явлений, осознание современной жизни. Проблема
интересной Недели истории, как и хорошего урока, -это проблема такого сочетания
различных составляющих ее элементов, которые наиболее оптимально отвечают
познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому
замыслу учителя.
Удачная Неделя истории во
многом определяется ее подготовкой. Эта подготовка имеет две взаимосвязанные и
неотделимые стороны: 1) определение целей, задач, мероприятий, их содержания;
2) определение деятельности учащихся и руководящего этой деятельностью
учителя.
Основными задачами проведения
предметной недели являются:
поиск путей наиболее полного
использования возможностей школы, для раскрытия способностей учащихся и
реализации творческого потенциала педагогического коллектива;
совершенствование
профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и
проведение внеклассных мероприятий;
пропаганда научных знаний и
развитие у учащихся интереса к научной деятельности;
стимулирование познавательной
активности и творческой деятельности учащихся в урочное и внеурочное время;
развитие мотивации учащихся к
интенсивной познавательной деятельности;
реализация возможности
использовать полученные учащимися теоретические знания на практике;
выявление наиболее
мотивированных учащихся.
Участниками предметной недели
являются педагоги, учащиеся и их законные представители, приглашённые гости.
Я начинаю подготовку к
предметной неделе задолго до её проведения с составления плана (программы)
работы. В плане, как правило, указываю темы и формы занятий, время их
проведения и исполнители, а иногда и ожидаемые результаты.
При составлении плана Недели (декады)
истории я учитываю условия, в которых работает школа, взвешиваю возможности
свои и учащихся, выявляю их интересы. Не следует, особенно молодому учителю,
браться сразу за множество форм работы, мероприятий.
К планированию Недели истории
я привлекаю самих учащихся, при этом учитываю их интересы, вопросы, предложения
и пожелания. План, составленный при участии учащихся, на мой взгляд, воспринимается
ими как свой собственный, и при этом каждый чувствует себя ответственным за
его выполнение. Я включаю в план Недели истории только то, что осуществимо и
может быть доведено до конца. В противном случае у учащихся появляется неверие
в реальность намеченного, и исчезает интерес к работе. Неделя истории
способствует формированию побуждений к творческому исследовательскому труду
учащихся. Я стимулирую их к: поиску нужной книги по библиотечному каталогу,
составлению библиографии по теме, пользованию соответствующими справочниками,
энциклопедиями, подготовке рефератов по нескольким источникам, выступлению с
докладами, сообщениями перед аудиторией и т. д.
В воспитательном отношении
важно, чтобы главным мотивом, побуждающим учащихся к участию в Неделе истории,
стал не эпизодический, а их познавательный интерес, их пытливость и любознательность.
Проведение Недели истории -
это не только и не столько развлечение для учащихся, сколько одна из форм
организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом
обучения. Я создаю условия для углубления, дополнения его и тем самым способствываю
повышению уровня образования учащихся, их развитию, расширению их кругозор.
Неделя истории не самоцель, а средство воспитания, путь к сердцу учащихся. В
ходе Недели истории между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое
позволяет нам лучше узнать друг друга. Неделю истории можно рассматривать и
как один большой урок, который в данном случае должен быть достаточно целостным
и завершенным и приносить реальные результаты.
Неделя (декада) истории
является своего рода творческим отчетом учителя.
Согласно плану работы
предметной недели учащиеся непосредственно принимают участие в подготовке
Открытия Недели истории. Во время торжественного мероприятия, заранее
подготовленные мною учащиеся, объявляют план (программу), участников и время
проведения мероприятий. Стараюсь ежегодно предметную неделю посвящать памятным датам
или историческим эпохам, в соответствии с тематикой вместе с учащимися даём
название («Путешествие с Клио», «Героическое прошлой нашей страны», «Личность в
истории»).
Система моей работы включает
подготовку и проведение внеклассных мероприятий по различным направлениям с
использованием разнообразных приёмы работы с учащимися.
Викторины и игры. Одна из самых распространенных форм работы во время проведения
предметной недели по истории («Своя игра», «Рыцарский турнир», «Мая Радзiма Беларусь»). Я даю возможность учащимся
самостоятельно сформировать команды, выбрать название, подготовить эмблемы и
непосредственно принять участие в подготовке заданий, а так же привлекаю учащихся
в качестве жюри. Во время проведения игр и викторин на историческую тематику
использую использовать наглядный материал в форме презентаций, видеосюжетов,
красочный и яркий раздаточный комплекс заданий. В ходе викторины или игры
предлагаю учащимся проверить свои знания по истории с помощью различных
заданий: тесты, головоломки, иллюстрации и видеосюжеты с загадкой. Например:
“Копилка слов”
В нашей повседневной жизни мы
часто используем слова, которые имеют греческое происхождение. Вам необходимо
выслушать определение и назвать само понятие.
Власть народа – ДЕМОКРАТИЯ.
Краткая и точная речь – ЛАКОНИЧНАЯ РЕЧЬ.
Город – ПОЛИС.
Военачальник – СТРАТЕГ.
Сопровождающий ребенка – ПЕДАГОГ.
Упражняю, тренирую – ГИМНАСТИКА.
Зрелище – ТЕАТР.
“Песнь козлов” – ТРАГЕДИЯ.
Место, где собираются музы – МУЗЕЙ.
По окончанию состязания вместе с жюри подвожу итоги,
и объявляются победители. Во время проведения игр и викторин активизируется
мыслительная деятельность учащихся, что способствует выявлению наиболее
талантливых ребят.
Проектная деятельность. Поисковая и исследовательская деятельность учащихся важный
аспект формирования новых знаний в процессе обучения и воспитания. Я планирую
вместе с учащимися подготовка проектов по различной тематике («Герои нашего
времени», «Мы памяти верны», «Педагоги-ветераны», «7 чудес Житковщины»), что
формирует познавательный и научный интерес. Предлагаю учащимся выбрать тему для
проектной и поисковой деятельности в таких направлениях, как краеведение,
военное прошлое, изучение статистических данных, составление экскурсионных
маршрутов и защитить свою работу в рамках конференции (стендовое или
мультимедийное представление), где каждый учащийся демонстрирует навыки
научного поиска информации. Чаще всего у учащихся появляется интерес к истории
своей семьи, улицы, города, района. Наиболее интересные работы впоследствии
принимают участие в творческих конкурсах различного уровня (районных,
областных, республиканских, международных).
Музей приглашает. Богатая история родного края (города, района, страны) вызывает
интерес у как у взрослых, так и у детей. На сегодняшний день в республике
создана сеть музеев различной тематики. В рамках проведения Недели (декады)
истории я предлагаю учащимся и их законным представителям посетить музеи
(военной славы, исторические, литературные). Законные представители учащихся
могут принять непосредственное участие в организации экскурсии в музеи и
памятные места районные, областные или республиканские. На базе кабинета
истории каждый учащийся получает возможность принять участие в пополнении
коллекции экспонатов этнографического уголка. На базе школы работает
Мемориальный музей Николая Гомолки, писателя-земляка, который мы регулярно
посещаем, а так же я организовываю экскурсии в музеи города – «Афганистан –
незаживающая рана», «Музей образования».
Мои учащиеся принимают непосредственное участие сборе информации,
открытии и работе школьного музея и оказывают помощь музеям города. Большой
интерес у ребят вызывает туровская земля с её тайнами и загадками. На базе
Туровского краеведческого музея, Замковой горы, у памятника Кириллу Туровскому,
соместно с музейными работниками, я организовываю и провожу экскурсии,
посвящённые истории родного края.
«Историческая зарядка». Занимательные факты из истории, работа с
развитием понятийного мышления, интерес к изучению исторической хронологии
ведётся мною с помощью такого приёма работы, как составление кроссвордов (в том
числе хронологических на знание исторических дат), красочное оформление газет и
плакатов, посвящённых разным периодам истории и наиболее ярким её
представителям и событиям. Я использую элемент соревнования, предлагая
решить кроссворды, ребусы и головоломки
на время.
Профориентационная работа «Хочу быть педагогом». Профориентацию среди учащихся учреждений
образования я провожу с младшего школьного возраста. В период проведения Недели
(декады) истории учащиеся могут воочию прикоснуться к педагогической профессии.
Учащиеся старших классов чаще всего проявляют интерес к возможности почувствовать себя очень важными персонами, примерить
роль учителя. Однако такая возможность даётся лишь лучшим учащимся, поскольку я
доверяю контроль над организацией учебного процесса далеко не каждому. Ребята с моей помощью готовят план-конспект урока, учитываем особенности
класса и возраст воспитанников. Особенно такой приём актуален среди
выпускников.
«Историческая галерея». Учащиеся 5-7 классов, как правило, творчески активны и проявляют большой интерес к художественному творчеству. Рисунки сопровождают любую предметную неделю, ребята могут сами предложить идею и направления конкурса («Герб моей семьи», «Замки Беларуси», «Великие князья Литовские», «Боги Древней Греции», «Мифы Древней Греции»). Конкурс рисунков способствует созданию ситуации успеха для каждого учащегося. В конце предметной недели я подвожу итоги конкурса совместно с учителем «Искусства».
«Кинозал». Способствует успешному освоению и закреплению знаний
просмотр мультипликационных, художественных и документальных фильмов на
историческую тематику. Я предлагаю учащимся совместно с законными
представителями принять участие в подготовке «кинолиста». Разумеется, использую
лишь те видеоматериалы, которые не противоречат данным исторической науки.
Учащимся 5-6 классов организовываю просмотр обучающих мультипликационных
фильмов известного мультипликатора Георгия Саакянца «Древний человек», «Древний
Египет», «Вавилон», «Древняя Греция». Учащиеся 7-9 классов погружаются в
документальные фильмы, посвящённые историческому прошлому нашего государства
(«Полоцкое княжество», «История Великого Княжества Литовского», «Пан Тадеуш»).
Великая Отечественная и Вторая мировая война вызывают интерес у
старшеклассников.
«Юные театралы». Погрузиться в мир истории, почувствовать себя
участником исторических событий помогают театральные постановки, где я
использую отрывки исторических событий, учащиеся готовят костюмы и показывают
небольшие пьесы, посвящённые героям и событиям истории («Судьба Рогнеды»,
«Прометей», «Девушка шла по войне»). Театральные постановки – сильнейший мотив
к изучению истории. Представления провожу как на школьной сцене, так и на базе
музеев. Театральная педагогика – дает пример воспитания не только актера, но и
человека – творца вообще, она помогает “выпрямить” человека: увлечь, повлиять
на него, преобразить.
«Открытый микрофон». Гражданско-патриотическое направление в обучении и воспитании
подрастающего поколения успешно реализую через организацию встреч с ветеранами
Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, известными людьми города,
знаменитыми выпускниками школы, ветеранами педагогического труда, работниками
государственных органов. Нередко учащиеся сами предлагают мне тематику встреч и
организовывают их. Участниками встреч становятся члены семей ребят и их
законные представители (ветераны-труда, руководители организаций и
предприятий).
По окончанию предметной
недели я подвожу итоги на общей школьной линейке, где награждаю самых активных
учащихся и команды дипломами, грамотами и похвальными листами.
Разнообразные
методы, формы, приёмы, которые я применяю, использование ИКТ при проведении
мероприятий способствуют формированию у учащихся умения работать в команде,
вести дискуссию, уважать чужое мнение. Используя различные приемы, стимулирую
развитие интереса к предмету, расширению кругозора, что содействует более
глубоким знаниям учащихся.
Комментарии
Отправить комментарий